2.6. Наличие возможности оказания психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи обучающимся
Психолого-педагогическая работа в филиале формируется на основе «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации», и реализуется, как осуществление социально-психологической поддержки студентов, преподавателей и сотрудников вуза. В настоящее время сложилась система оказания психологической, консультативной, методической помощи участникам образовательного процесса; проводится апробация и внедрение эффективных психологических технологий, инновационных и авторских форм и методов психологической работы; ведётся практическая психологическая подготовка студентов филиала к профессиональной деятельности.
Ритм современной жизни с ее многочисленными проблемами создает у человека состояние потребности в душевном равновесии. С этой целью в филиале в структуре кафедры социально-гуманитарных дисциплин работает психологическая мастерская «Диалог» для оказания студентам психологической помощи и поддержки. Инициаторам создания психологической мастерской «Диалог» является директор филиала «КубГУ» Маслова Роза Сергеевна и доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Пронина Амалия Цатуровна.
1. Сфера психологической помощи оказываемой мастерской «Диалог» заключается в следующем: консультирование, психодиагностика, снятие психологического напряжения, психолого-педагогическая помощь, психокоррекция, профилактика психосоматических последствий,разрешение семейных межличностных конфликтов, профилактика вредных привычек (консультация, психотерапия).
Психологическую мастерскую «Диалог» посещают студенты очной и заочной форм обучения, работа с которыми ведется по формированию профессионально-личностного развития студентов через раскрытие их творческого и профессионального потенциала, по социальной адаптации и повышению конкурентоспособности студентов на рынке труда; первичная профилактика аддитивного поведения студентов.
В содержание работы по психологическому сопровождению включены вопросы самопознания, способов решения задач развития, формирования психологических техник работы над собой, выработки собственного стиля деятельности и поведения и в целом психологическую готовность к профессиональной деятельности.
В начале учебного года ведется непосредственная работа с первокурсниками, так как у них идет адаптационный период, измеряется их психологический возраст для выявления группы ребят с подростковыми характеристиками и студентов с высоким коэффициентом реализованности. Психолого-педагогическая работа распространяется и на вторые курсы, имеющие репутацию переломных (анализ на предмет их социальной адаптивности и профессионально важных качеств).
Непременным условием психолого-педагогической работы в филиале являются индивидуальные консультации: разъяснительная работа с конкретным студентом, планирование работы по развитию его дифференциальных показателей, то есть уже с первого курса у студента необходимо формировать психологическую готовность к профессиональной деятельности.
Форма развивающей работы также достаточно традиционна - это тренинги. Для проведения тренингов привлекаются студенты, находящиеся в составе Совета обучающихся и члены отряда «Волонтер». Они выступают в качестве помощников в психолого-педагогической работе. Другим позитивным результатом взаимодействия старшекурсников с первокурсниками становится эффект сотрудничества, формирования товарищеских отношений, несомненно, составляющих основу корпоративности учреждения.
Важная особенность системного подхода в психолого-педагогической работе - привлечение преподавателей и сотрудниками вуза (воспитательный, научный, учебный отделы).
Важность психолого-педагогической работы со студентами состоит в упреждении конфликтных ситуаций, проблем, связанных с адаптационным периодом, а также в формировании знаний у обучающихся индивидуальных и личностных особенностей. Все это позволит прогнозировать им последствия поступков и действий, понимать закономерные связи между ними. Подобное понимание лежит в основе достижения психологического здоровья и безопасности будущего специалиста.
информационно-просветительская работа; поведенческой терапии студентов и сотрудников; обеспечении системы психолого-педагогического патроната, консультирования кураторов студенческих групп.
Примерный план психолого-педагогической работы в течение учебной недели: целевое посещение урока; психологическое исследование; групповая консультация для педагогов; индивидуальные консультации для родителей студентов; ведение лекционных и практических занятий.
В филиале важной составляющей деятельностью является формирование и развитие целостной личности будущего профессионала с этой целью ежегодно проводится мониторинг физического состояния студентов, работают здоровьесберегающие программы. Цель медицинской деятельности филиала — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц, подверженных социальным рискам.
Основные мероприятия со студенческой молодежью -это ежегодная диспансеризация; флюорографическое обследование; проведение медицинских осмотров юношей призывного возраста; ежегодные; вакцинация и иммунизация обучающихся; оказание первой доврачебной помощи; контроль и мониторинг групп здоровья; проведение общефилиальских кураторских часов в рамках санитарно-просветительской работы; пропаганда здорового образа жизни.
Социальная помощь студентам филиала оказывается на основании Положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и слушателей подготовительных отделений КубГУ, которое разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативными актами.
Студентам, сдавшим с оценками «отлично» все дифференцированные зачёты и экзамены в течение семестра и следующей за ним экзаменационной сессии назначается повышенная академическая стипендия.
За особые успехи в учёбе и научной деятельности, активное участие в общественной жизни университета при наличии экономии стипендиального фонда студентам выплачивается единовременная надбавка к стипендии.
В филиале следующие категории студентов получают Государственную социальную стипендию: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; и др.
На оказание помощи нуждающимся студентам, обучающимся на очной форме обучения, выделяются средства в размере 25 процентов предусматриваемого им размера стипендиального фонда академических и социальных стипендий.
Студентам, обучающимся как за счет средств федерального бюджета, так и с полным возмещением затрат на обучение, за особые успехи в учебе, науке, спорте, культурной и общественной жизни университета может быть выплачено единовременное материальное поощрение из внебюджетных средств КубГУ.
|